Новости компании и топливного рынка

Почему бензин и дизель на АЗС дорожают, несмотря на снижение цен на бирже


Согласно данным Московской топливной ассоциации (МТА), за последнюю неделю в столице цены на дизельное топливо (ДТ) увеличились на 41 копейку, на бензин АИ-92 — на 31 копейку, а на АИ-95 — на 39 копеек. По информации Росстата, в период с 12 ноября по 2 декабря бензин в среднем подорожал на 1,1% (на 61 копейку). Цены на ДТ в это же время выросли еще больше — на 1,5% (на 1 рубль).

Как отметил заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" и член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, на бирже после снятия запрета на экспорт бензина цены не начали расти, поскольку ограничения были отменены в условиях насыщенного рынка.

Как указывает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, "охлаждение цен" в оптовом секторе, вероятно, продлится до весны, если не произойдут неожиданные события в нефтепереработке, например, аварии.

Тем не менее, биржевые котировки и оптовые цены интересуют в основном игроков отрасли, тогда как население больше беспокоит ситуация с розничными ценами. В этом году рынок АЗС ведет себя иначе, чем в прошлые годы. Обычно в конце года наблюдался рост цен на дизельное топливо из-за перехода на зимние сорта, а бензин дешевел. Однако в текущем году ситуация иная — цена на бензин не снижается, несмотря на ослабляющийся спрос.

По словам Гусева, это связано с разрывом между оптовым и розничным рынками. В нашем случае биржевые цены регулируются рынком, а рост розничных цен ограничен уровнем инфляции.

Схожая точка зрения у Станкевича. Сочетание директивных и рыночных механизмов управления ценами и предложением на внутреннем рынке привело к тому, что розничный сегмент находится в наиболее уязвимой позиции, уточняет он. Розничная маржа не превышает 5-7% и не обеспечивает безубыточности АЗС, не входящих в систему вертикально интегрированных компаний (около половины АЗС в России). Поэтому розничные цены не снижаются вслед за оптовым звеном. Растет инфляция, затраты при производстве, транспортировке и реализации топлива, поясняет эксперт.

Кроме того, рост цен на бензин связан с тем, что его экспорт отменили лишь на два месяца, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей Терешкин. Нефтяники понимают, что после 31 января внешний рынок будет закрыт вновь, поэтому у них нет стимулов для "хорошего поведения". На внутреннем рынке до конца января будет ралли, тем более что произойдет двузначная индексация акцизов. Акциз на бензин 5-го класса в 2025 году будет увеличен на 14% (с 15 048 до 17 088 руб. за тонну).

Остается вопрос, как поведут себя цены после Нового года. С января вырастут не только топливные акцизы, но и повысится уровень налоговой нагрузки для всех нефтедобывающих компаний (из-за новой формулы расчета цены нефти, используемой для налогообложения), а также вырастет стоимость транспортировки нефти по трубопроводам.

По мнению Станкевича, эти факторы найдут отражение в цене для конечного потребителя, но рост будет носить постепенный характер. Регуляторы, прежде всего ФАС, будут внимательно следить за ценами, но законы экономики неумолимы.

Гусев не ожидает роста цен в январе, но считает, что таковой вероятен в феврале-марте, когда начнется оживление спроса. Увеличение налоговой нагрузки всегда отражается на ценах. Сейчас 90% роста цен на АЗС - это фискальная нагрузка на отрасль, полагает эксперт.

Для авторизации на сайте,
введите ваши логин и пароль в форму ниже
Забыли пароль — напишите нам.
Оставьте свои контактные данные
и мы обязательно с вами свяжемся
Оставьте свои контактные данные
и мы обязательно с вами свяжемся